Дидактическая игра » ГККП "Ясли сад №173"
Коммунальное государственное казенное предприятие
«Ясли-сад №173»
Управления образования города Алматы
Заведующий :
+7(727) 223-23-16
Методист:
+7(727) 223-25-68
Версия для
слабовидящих
12
май
2025

Дидактическая игра

:

📚 Дидактическая игра: "Найди лишнее"
Образовательная область: Познавательное развитие
Возраст: 4–6 лет

Цель:
Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста, развитие навыков классификации и обобщения объектов, формирование умений анализировать и выделять лишний предмет на основе определенного признака.

Задачи:
Развитие у детей умения классифицировать объекты по общим признакам.

Формирование навыков логического мышления через нахождение лишнего предмета в группе объектов.

Стимулирование аналитического мышления и способности аргументировать собственный выбор.

Развитие речи, расширение активного и пассивного словаря, улучшение навыков объяснительной речи.

Развитие внимательности и сосредоточенности.

Материалы:
Карточки с изображениями 4-х объектов: 3 объекта имеют общий признак, 1 объект — лишний. Примеры карточек:

🍎 Яблоко, 🍐 Груша, 🍌 Банан, 🚗 Машина — лишний объект: Машина (не является фруктом).

🐶 Собака, 🐱 Кошка, 🐔 Курица, 🌲 Ёлка — лишний объект: Ёлка (не является животным).

🔺 Треугольник, 🔵 Круг, ⚫ Шар, ⬛ Квадрат — лишний объект: Шар (не является геометрической фигурой).

Карточки могут быть изготовлены с изображением различных объектов, таких как животные, фрукты, игрушки, геометрические фигуры, предметы обихода.

Ход игры:
Воспитатель или педагог демонстрирует детям карточку с изображениями четырёх объектов, из которых три имеют общий признак, а один не вписывается в категорию (лишний).

Ребёнок должен внимательно рассмотреть объекты и определить, какой из них лишний, и объяснить свою точку зрения. Ответы могут быть проверены с помощью обсуждения, где педагог стимулирует детей объяснять свои размышления.

Важно, чтобы в процессе игры дети не только определяли лишний предмет, но и аргументировали свой выбор, используя понятия (цвет, форма, назначение и т. д.). Это помогает развивать не только аналитическое мышление, но и речь.

Методические рекомендации:
Для успешного освоения игры рекомендуется начинать с более простых и очевидных признаков (например, цвет или форма). Например, можно предложить детям несколько картинок с животными и растениями, где лишний элемент будет по категориям (например, «животное» — «растение»).

Постепенно усложнять задания, вводя более сложные признаки для классификации (например, использование категорий по назначению, по среде обитания и т. д.).

Важно предоставлять детям возможность самому выбирать критерии для классификации объектов, что способствует развитию их самостоятельности и творческого подхода.

Можно варьировать игровую деятельность, проводя её как в группе, так и индивидуально. Педагог может адаптировать сложность задания в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей.

В процессе игры стоит поощрять инициативу детей, поощрять их за правильные ответы, а также мотивировать их на объяснение своих решений.

Варианты усовершенствования и дополнительных форматов игры:
Усложнение критериев: Сначала задания могут касаться более очевидных признаков (например, различие по цвету или форме), но по мере освоения игры можно добавлять новые критерии, такие как «размер», «назначение» или «среда обитания».

Использование других категорий: Например, карточки с изображением разных предметов, которые относятся к одной профессии (например, «инструменты» для столяра) и лишний предмет, не относящийся к данному набору. Или же можно использовать карточки с изображениями объектов, которые имеют разные функции (например, «едible» и «неедible»).

Проведение игры на скорость: Для более активных детей можно организовать игру в виде соревнования, где участникам необходимо быстрее всего определить лишний объект и правильно объяснить свой выбор.

Совмещение с другими видами деятельности: Например, игру можно использовать в рамках тематических занятий (на тему «Животные», «Окружающий мир», «Фрукты и овощи»), что позволит детям интегрировать знания из разных областей.

Ожидаемые результаты:
У детей развиваются навыки логического и аналитического мышления.

Они учатся классифицировать объекты, выявлять связи и различия между ними.

В процессе игры дети развивают способность к аргументации своих решений, что способствует совершенствованию их коммуникативных навыков.

Дети расширяют свой словарный запас, обучаются формулировать свои мысли.

Игра способствует воспитанию внимательности и сосредоточенности, помогает детям развивать терпение и способность к самоконтролю.

Заключение:
Данная дидактическая игра способствует всестороннему развитию детей дошкольного возраста, стимулируя как познавательную, так и социальную активность. Включение этой игры в повседневную практику воспитателей и педагогов создает благоприятную атмосферу для когнитивного и личностного роста детей, а также помогает воспитывать у детей интерес к познанию окружающего мира.
Прокомментировать
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Введите код с картинки:* Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив